История вопроса:

      Конвенция ООН о правах инвалидов была принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года, после ратификации 50 государствами. Глава МИД РФ подписал конвенцию 24 сентября 2008 года в Нью-Йорке. Госдума РФ ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов 25 апреля 2012 года. На сегодняшний день к ней присоединились 110 стран.

        В Конвенции  заявляется, что не медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, являются причиной инвалидности, а то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья.

        Конвенция о правах инвалидов предусматривает широкий круг гарантий, включая право на жизнь, право не подвергаться дискриминации, право на равенство перед законом и на равный доступ к правосудию, образованию, занятости и здравоохранению. По данным Всемирного банка, в мире насчитывается около одного миллиарда людей с ограниченными возможностями.

         Инклюзивное о

бразование утвердилось в нашей стране относительно недавно. Его правовая основа была сформирована в 2010-2012 годах.

    Были приняты такие базовые документы, как федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, майские указы президента, Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", госпрограмма "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы. Все они успешно реализуются. Если в 2011 году только 2,5 процента всех российских школ были готовы принять инвалидов, то к концу 2015 года их число будет увеличено до 20 процентов. Это показывает что наша страна сделала принципиальный выбор этого пути.

   По данным министра Минздравсоцразвития РФ Татьяны Голиковой, в нашей стране насчитывается более 13 млн человек с инвалидностью, из них более 500 тысяч — дети (или порядка 9% населения). В течение 2012 – 2015 гг. России предстоит изменить законодательство в соответствии c положениями Конвенции ООН о правах инвалидов.

         Именно для всестороннего выполнения положений Конвенции ООН в России и федеральных законов РФ реализуется государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Наша школа: МБОУ «Гимназия №1 Брянского района» включилась в выполнение этой Программы в декабре 2013года.

 

        Обоснование Программы:

      Реализация Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг. - комплекса мероприятий, направленных на создание универсальной безбарьерной среды в обычных образовательных учреждениях, обеспечивающей совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, начата в 2013-2014 учебном году в «Гимназии №1 Брянского района».

          В рамках реализации программы в гимназии:

      1. Произведена реконструкция здания с учетом требованиям инклюзивного образования.

     Установлен пандус, специально оборудована туалетная комната, душевые, расширены дверные проемы в учебных кабинетах, расположенных на первом этаже, созданы более комфортные  условия для занятий спортом, дополнительных занятий детей с ограниченными возможностями здоровья.

      2. Создана материально-техническая база для комфортного обучения детей- инвалидов.

  Учреждение  оснащено специальным учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушением опорно-двигательного аппарата.

   3. Сделан первичный обзор материалов нормативно-правового регулирования инклюзивного образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

   С 1 сентября по 10 ноября текущего года администрация и методический Совет Гимназии планирует проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических направлений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычном образовательном учреждении.

         Создание Школы равных возможностей:

       Инклюзивное образование - это не просто совместное обучение и воспитание детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, и детей, не имеющих таких ограничений, - с другой. Мы рассматриваем совместное обучение  не как самоцель, а средство, способ исправления социальной несправедливости в отношении детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье. Десятилетиями такие дети во всех странах мира были ограничены в возможностях своей социализации, формирования себя как личности, способной достаточно активно участвовать в жизни общества, реализовать себя в ней. И ограничения эти закладывались уже на стадии получения образования, поскольку в обычную общеобразовательную школу доступ таким детям был фактически закрыт. Как показывает и отечественный, и зарубежный опыт, инклюзивное образование даёт возможность детям с особыми образовательными потребностями получить образование, адекватное уровню их физического, психического, умственного развития. У здоровых детей обучение в школах с инклюзивным образованием воспитывает толерантность, доброту, ответственность.

      Мы понимаем, что формирование системы такого образования - задача не из легких. Успех здесь может быть достигнут только при условии, что не ребёнок с ограниченными возможностями здоровья должен приспосабливаться к общеобразовательной школе, а сама школа должна быть готова к работе с такими детьми, к их обучению, воспитанию. Установка в школах пандусов, лифтов, других приспособлений, облегчающих жизнь инвалидам, другим детям с отклонениями в здоровье, - дело необходимое, но не самое важное. Гораздо важнее психологическая и моральная готовность самих учителей к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья, должное владение педагогами методиками, технологиями обучения таких детей.

         Необходимо:

- создать авторские  конкретные, приближенных к практике, разработки по вопросам, как собственно обучения, так и личностного взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями.

- создать  рекомендации по организации самого инклюзивного образования, которое даёт осязаемые результаты только тогда, когда в этом процессе участвуют не только учителя, но и социальные педагоги,  психологи, логопеды, дефектологи, инструкторы ЛФК, педагоги дополнительного образования, тьюторы, родители.

         Дорожная карта инклюзивного образования:

      В Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания на тему «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ: проблемы отрасли и общества». Об актуальности темы свидетельствует статистика. По данным Министерства образования и науки РФ, в школах России учится 450 тыс. детей с ограниченными возможностями, из них только 15 тыс. продолжают обучение в вузах.

         Задача первая: внедрить в сознание людей принцип интеграции. Общественное мнение по вопросу инклюзивного образования неоднородно. Внедрение этой формы сталкивается не только с организационными трудностями, но и отказом учителей и их родителей обучать ребенка-инвалида вместе с обычными детьми. По мнению А. Дегтярева, «отношенческий барьер в этом вопросе едва ли не важнее других (законодательных, информационных и организационных)».

        Вторая задача: разработать и осуществлять единую долгосрочную согласованную политику в области инклюзивного образования, в итоге построить в России непрерывную инклюзивную образовательную вертикаль, начиная с включения в образовательную среду детей-инвалидов раннего возраста и заканчивая получением среднего специального и высшего профессионального образования, а также обеспечить законодательно право на равное, доступное, качественное образование для всех.

Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map